Организация профилактической антинаркотической работы с несовершеннолетними в МБОУ МО ГК «ООШ №14 имени Героя Советского Союза Кучерявого Герасима Евсеевича», как важная часть общей воспитательной работы, в современных условиях массированного воздействия на учащихся средств массовой коммуникации, является одной из приоритетных задач образовательного учреждения.
Сегодня дети видят на улице и по телевидению, как употребляют одурманивающие вещества, их уже, к сожалению, не удивляют слова «спайс» или кальян. Они знают, куда можно за ними обратиться, слышат грубые, несдержанные разговоры взрослых, видят курящих и выпивающих (пусть по праздникам) родителей. Реклама в Интернете и огромное количество пивных баров не исключают недобросовестность взрослых, готовых продавать несовершеннолетним алкоголь или сигареты.
Многие взрослые – учителя, родители опасаются, не вызовет ли столь раннее обращение к этой теме нездоровый интерес у ребенка, сумеют ли дети разобраться в далеко не простых вопросах. Как же строить такой непростой разговор с ребенком? Как избежать возникновения побочных или нежелательных последствий? Во-первых, важно, чтобы эта работа соответствовала возрасту ребенка и социальной ситуации его развития, что требует комплексной её оценки. Во-вторых, работа с несовершеннолетними может и должна вестись в системе, когда каждое взаимодействие взрослого и подростка завершается рефлексией и открытым выражением собственного отношения к её итогам.
Одна из основных задач ранней профилактики – не только дать несовершеннолетним правильную установку, представление о том, что «хорошо», а что «плохо» задолго до того, как возникает опасность первого опыта или реального знакомства ребенка с одурманивающими веществами, но и совместно с ними обосновать опасность «знакомства» с подобными веществами. Возможные варианты мотивов употребления психоактивных веществ (ПАВ) несовершеннолетними:
- Снятие отрицательных эмоций, таких как страх, тревога, беспокойство, возникающих вследствие неуверенности в себе, нарушении способности общения. Основной задачей в этом случае будет повышение самооценки.
- Давление среды: ближайшего окружения или традиций. Например, ребенок хочет быть принят в компанию, в которой все курят, употребляют алкоголь. В этом случае надо поддерживать ребенка в его стремлениях отстаивать право на собственное мнение.
- Протестное поведение — часто это стремление обратить на себя внимание, отомстить за обиды или шантажировать близких, для того чтобы добиться выполнения своих требований. На такой шантаж ни в коем случае нельзя поддаваться. Следует открыто обсуждать возникающие проблемы.
- Стремление получить удовольствие. Если человек не научен получать удовольствие от таких видов деятельности как занятия искусством, спортом, литературой и др., то алкоголь и наркотики предоставляют ему самый простой способ получить наслаждение. К сожалению, научить ребенка получать удовольствие без вреда для здоровья, если он втянулся в употребление наркотиков, чрезвычайно сложно, поскольку все остальные способы требуют личных усилий, к которым он не привык. Попытаться, однако, следует. Вспомните, что привлекало его раньше, что доставляло удовольствие. Попробуйте оживить его прежние увлечения.
- Любопытство. Как правило, из любопытства алкоголь или наркотик пробуют первый раз. В дальнейшем появляются другие мотивы.
- Стремление расслабиться является одним из частых мотивов употребления алкоголя у взрослых. В последние годы подобный мотив звучит и у подростков: интенсивный ритм жизни и их часто выбивает из колеи. Обратите внимание, не перегружен ли Ваш ребенок дополнительными занятиями, секциями и репетиторами. Аутогенная тренировка и другие методы релаксации помогают снять напряжение.
Условиями успешной профилактической работы являются:
— многоаспектность (сочетание различных направлений);
— согласованное взаимодействие органов и учреждений;
— активное участие подростков в подготовке и проведении мероприятий.
Профилактика в образовательной организации должна быть направлена на пропаганду здорового образа жизни всех участников образовательных отношений, на формирование навыков безопасного поведения, на предупреждение употребления наркотических, психоактивных веществ обучающимися. Разнообразие существующих форм и методов организации профилактической работы позволяет учитывать возрастные особенности обучающихся при организации и проведении профилактических мероприятий. В подростковом возрасте наиболее эффективными являются: акции, тренинги, «круглые столы», индивидуальные и групповые беседы, квесты, просмотр и обсуждение фильмов, конкурсы, встречи со специалистами (медиками, юристами, психологами). Одним из важных ресурсов профилактической работы может стать волонтёрское движение.