Организация профилактической антинаркотической работы

Организация профилактической антинаркотической работы с несовершеннолетними в МБОУ МО ГК «ООШ №14 имени Героя Советского Союза Кучерявого Герасима Евсеевича», как важная часть общей воспитательной работы, в современных условиях массированного воздействия на учащихся средств массовой коммуникации, является одной из приоритетных задач образовательного учреждения.

Сегодня дети видят на улице и по телевидению, как употребляют одурманивающие вещества, их уже, к сожалению, не удивляют слова «спайс» или кальян. Они знают, куда можно за ними обратиться, слышат грубые, несдержанные разговоры взрослых, видят курящих и выпивающих (пусть по праздникам) родителей. Реклама в Интернете и огромное количество пивных баров не исключают недобросовестность взрослых, готовых продавать несовершеннолетним алкоголь или сигареты.

Многие взрослые – учителя, родители опасаются, не вызовет ли столь раннее обращение к этой теме нездоровый интерес у ребенка, сумеют ли дети разобраться в далеко не простых вопросах. Как же строить такой непростой разговор с ребенком? Как избежать возникновения побочных или нежелательных последствий? Во-первых, важно, чтобы эта работа соответствовала возрасту ребенка и социальной ситуации его развития, что требует комплексной её оценки. Во-вторых, работа с несовершеннолетними может и должна вестись в системе, когда каждое взаимодействие взрослого и подростка завершается рефлексией и открытым выражением собственного отношения к её итогам.

Одна из основных задач ранней профилактики – не только дать несовершеннолетним правильную установку, представление о том, что «хорошо», а что «плохо» задолго до того, как возникает опасность первого опыта или реального знакомства ребенка с одурманивающими веществами, но и совместно с ними обосновать опасность «знакомства» с подобными веществами. Возможные варианты мотивов употребления психоактивных веществ (ПАВ) несовершеннолетними:

  1. Снятие отрицательных эмоций, таких как страх, тревога, беспокойство, возникающих вследствие неуверенности в себе, нарушении способности общения. Основной задачей в этом случае будет повышение самооценки.
  2. Давление среды: ближайшего окружения или традиций. Например, ребенок хочет быть принят в компанию, в которой все курят, употребляют алкоголь. В этом случае надо поддерживать ребенка в его стремлениях отстаивать право на собственное мнение.
  3. Протестное поведение — часто это стремление обратить на себя внимание, отомстить за обиды или шантажировать близких, для того чтобы добиться выполнения своих требований. На такой шантаж ни в коем случае нельзя поддаваться. Следует открыто обсуждать возникающие проблемы.
  4. Стремление получить удовольствие. Если человек не научен получать удовольствие от таких видов деятельности как занятия искусством, спортом, литературой и др., то алкоголь и наркотики предоставляют ему самый простой способ получить наслаждение. К сожалению, научить ребенка получать удовольствие без вреда для здоровья, если он втянулся в употребление наркотиков, чрезвычайно сложно, поскольку все остальные способы требуют личных усилий, к которым он не привык. Попытаться, однако, следует. Вспомните, что привлекало его раньше, что доставляло удовольствие. Попробуйте оживить его прежние увлечения.
  5. Любопытство. Как правило, из любопытства алкоголь или наркотик пробуют первый раз. В дальнейшем появляются другие мотивы.
  6. Стремление расслабиться является одним из частых мотивов употребления алкоголя у взрослых. В последние годы подобный мотив звучит и у подростков: интенсивный ритм жизни и их часто выбивает из колеи. Обратите внимание, не перегружен ли Ваш ребенок дополнительными занятиями, секциями и репетиторами. Аутогенная тренировка и другие методы релаксации помогают снять напряжение.

Условиями успешной профилактической работы являются:

— многоаспектность (сочетание различных направлений);

— согласованное взаимодействие органов и учреждений;

— активное участие подростков в подготовке и проведении мероприятий.

Профилактика в образовательной организации должна быть направлена на пропаганду здорового образа жизни всех участников образовательных отношений, на формирование навыков безопасного поведения, на предупреждение употребления наркотических, психоактивных веществ обучающимися. Разнообразие существующих форм и методов организации профилактической работы позволяет учитывать возрастные особенности обучающихся при организации и проведении профилактических мероприятий. В подростковом возрасте наиболее эффективными являются: акции, тренинги, «круглые столы», индивидуальные и групповые беседы, квесты, просмотр и обсуждение фильмов, конкурсы, встречи со специалистами (медиками, юристами, психологами). Одним из важных ресурсов профилактической работы может стать волонтёрское движение.

Постоянная ссылка на это сообщение: https://school14.gor.kubannet.ru/?p=5790